КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Во всех случаях коррекции дефектов речи учитель-логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая отражается в логопедических заключениях:
- фонетический дефект;
- фонетико-фонематическое недоразвитие;
- общее недоразвитие речи.
Поскольку недостатки чтения и письма являются вторичными проявлениями определённого уровня недостаточной сформированности устной речи, логопедические заключения отражают причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта:
- недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием (фонематическим недоразвитием);
- недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ на уровне
- Буквы и слова:
· Замены и смешения оппозиционных (по акустическому и артикуляционному признакам) звуков и букв: с-ш, р-л, ч-ц и т.п.
· Пропуски гласных ( на основе несформированности анализа и синтеза)
· Различные искажения звуко-буквенного состава слова.
· Раздельное написание частей слова.
· Замены и смешения йотированных гласных.
· Пропуски букв.
· Лишние буквы.
· Перестановка букв, недописывание букв.
· Графические ошибки: не хватает элемента букв, приписан лишний элемент.
- Слова и словосочетания:
· Замены и смешения слов (по смыслу, по акустическому сходству).
· Пропуск, добавление, перестановка, недописывание слогов.
· Ошибки согласования.
· Ошибки падежного управления.
· Ошибки предложного управления.
· Опускание предлогов.
· Слитное написание предлогов.
· Раздельное написание приставок от основы.
· Отсутствие приставок и суффиксов.
- Предложения:
· Нарушения порядка слов в предложении.
· Различные деформации предложения (пропуски, перестановки слов).
· Отсутствие границ предложения.
· Ошибки в построении сложных синтаксических конструкций.
· Слитное написание союзов и союзных слов.
- Связного письменного текста:
· Трудности построения связного письменного текста.
· Различные деформации текста ( нет начала, заключения; нарушения связности, логической последовательности).
· Неадекватное использование лексико-грамматических средств.
На фоне специфических ошибок наблюдается большое количество орфографических ошибок и грамматических ошибок: