Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом нового учебного года, желаю всем успешно адаптироваться к новым требованиям, предъявляемым педагогу реформой российского образования.
Хочу поделиться своими впечатлениями о семинаре "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе", который прошел 26.08.2013 в методическом центре на 5-й Парковой.
Одним из критериев профессиональной компетентности учителя является умение организовать успешную проектно-исследовательскую деятельность своих учеников. С точки зрения терминологии следует различать проектную и исследовательскую деятельность. Если предметом проектной деятельности является новый, еще не созданный объект (или его модель), имеющий практическое значение, то предметом исследования всегда являются уже существующие объекты, события, явления, процессы. Например, в предметной области истории нет смысла говорить о проектах, в этом случае может быть только исследование, в таких же областях, как биология, физика, химия, экология, экономика, информатика могут быть и должны быть проекты.
Если мы хотим, чтобы работы наших детей были конкурентоспособными, чтобы их можно было представлять на различных конкурсах, нужно прислушаться к требованиям городских и всероссийских конкурсов. Окружных конкурсов в этом году предположительно не будет, так как планируется создание единого городского методического центра и ликвидация окружных МЦ.
Так как в стандартах нового поколения взят курс на практикоориентированное образование, проектная или исследовательская работа должны решать практически значимую проблему или иметь практический результат. Ученическая работа не может представлять собой просто обзор имеющейся литературы по выбранной теме.
Тема исследования не может охватывать большую область знаний и должна, по возможности, отражать проблему исследования. Она может быть сформулирована образно, цитатой, но в этом случае требует пояснения в скобках.
В основе формулирования проблемы должно лежать противоречие, то есть несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Проблема – это объективно возникающий в ходе познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Правильнее проблему исследования формулировать в виде вопроса.
Опыт подготовки и защиты исследовательских работ учащихся на городском и всероссийском уровнях показывает, что одной из главных проблем является не проведение самого исследования, а его оформление. Ниже приводится типовая структура исследования:
1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение (проблема, актуальность исследования, объект и предмет исследования, цель и задача исследования, гипотеза, методы и методики исследования, практическая значимость). 4. Основное содержание, разбитое на главы или параграфы. 5. Заключение, в котором формулируются выводы. По каждой поставленной задаче должен быть вывод. Количество выводов равно количеству задач. 6. Список источников и литературы. 7. Приложения (изобразительный материал: фотографии, репродукции, видеофрагменты, графики, диаграммы, таблицы).
Объем работы должен быть 20-25 печатных страниц (размер шрифта 14 пт, межстрочный интервал полуторный). Очень часто бывает сложно выделить объект и предмет исследования. Объект – эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Предмет всегда уже объекта.
Думаю, что есть смысл остановиться на методах и методиках исследования. Методы делятся на методы теоретического и эмпирического (практического) исследования. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и моделирование, анализ научной, научно-популярной и другой литературы по проблеме исследования.
Методы эмпирического исследования: изучение исторических источников, анализ результатов деятельности, опыта, практики, наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, метод экспертных оценок, обследование, мониторинг, опытная работа, эксперимент, историческая реконструкция, археологические раскопки.
Часто неверно к методам исследования относят регистрацию характеристик или параметров объекта с помощью специальной аппаратуры, звукозапись, видеозапись, хронометраж, использование математической статистики для обработки экспериментальных данных. Все это не является самостоятельными методами исследования, а представляет собой инструментальные методики, сопровождающие исследование.
Часто бывает сложно выбрать тему проекта или исследовательской работы. Для начальной школы, уже работающей по новым стандартам, издательством "Просвещение" выпущен сборник рекомендованных тем. Для средней и старшей школы таких разработок пока нет. Востребованные и конкурентоспособные темы напрямую связаны с политикой государства и общими проблемами человечества. Ниже приводится ряд таких тем (по материалам семинара):
1) ресурсосбережение и устойчивое развитие; 2) "Умные руки столицы" (профориентация); 3) экология (вода, земля, воздух); 4) научно-техническое творчество (моделирование, робототехника); 5) "Я – гражданин России" (социальное проектирование; обязательно должен быть практический результат: макет, модель, конкретное дело); 6) "Человек и общество"; 7) информационные технологии; 8) экономические проблемы, проекты предпринимательской деятельности (человек – финансы – город); 9) волонтерское движение (предположительно, 2014 год будет объявлен годом волонтера); 10) исторические военные юбилейные даты; 11) "Судьба моей семьи в судьбе страны" 12) спорт, здоровый образ жизни, Олимпиада в Сочи; 13) народные промыслы; 14) "Ступени к успеху".
Предпочтительно, чтобы у работ, представленных на городские и всероссийские конкурсы, был один автор.
Поскольку статус окружных методических центров не определен, за конкурсами проектов и олимпиадами учителю придется следить самостоятельно, чтобы не пропустить сроки подачи работ на конкурс.
Издательская группа "Основа" ежемесячно выпускает научно-методический журнал, в котором затрагиваются самые актуальные вопросы учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений, в частности, ряд номеров посвящен работе администрации школы, директора, классного руководителя, библиотекаря, учителя-предметника. Ряд номеров журнала должен быть в школьной библиотеке. Вопросы проектно-исследовательской деятельности, в частности, рассматриваются в третьем номере журнала за 2012 год.
Буду рада, если приведенная выше информация окажется для вас полезной. Всем желаю успеха в работе и профессионального роста.
Сергеева Галина Владимировна, учитель информатики ГБОУ СОШ № 1200.
|